10 авг. 2008 г.

Обзор лимитеров

Автор Tektro

Зачастую начинающие музыканты, любители и просто новички относятся к звуку своих треков спустя рукава и мало разбираются в этом мудрёном понятии «звукоинженеринг». Все нам, музыкантам, звукорежиссерам и т.д. всегда нужен сбалансированный, объемный и качественный звук, которым так блещет музыка, издаваемая звукозаписывающими студиями. Даже заблуждения появляются насчёт такого звука, что мол, в домашних условиях хорошего звука не добиться. Моя статья посвящена одному, но очень важному прибору каждого компьютерного музыканта и просто звукорежиссера. Речь пойдёт о лимитерах. В этой статье я дам детальный обзор наиболее понравившихся мне плагинов. Но для начала предлагаю вам определиться, что, же такое лимитер и для чего он нам нужен. Итак, Лимитером называется преобразователь динамического диапазона, аналогичный компрессору, от которого он отличается более высокой степенью сжатия, более высоким порогом сжатия и меньшим временем срабатывания. Основное назначение лимитера - сглаживание резких выбросов и пиков звукового электрического сигнала, ограничение величины его максимальной амплитуды.



Начнём с лимитера LM-2S фирмы Nomad Factory. Мне понравился этот лимитер тем, что он универсален, прост в управлении и не требователен к ресурсам компьютера. Отличительной особенностью является встроенный 5-и полосный эквалайзер. Мелочь, а приятно. В центре плагина красуется стрелочный измеритель громкости со значениями от 20 до 3, что, собственно означает уровень громкости от – 20дб до +3дб. Ручки Make-up gain и Peak reduction отвечают за настройку громкости входящего сигнала и выходящего, соответственно. Жесткость работы лимитера мы можем отрегулировать ручками атаки и релиза, позиционирующие каждые только в трёх положениях. Так, например, атаку, возможно, настроить всего на 50, 250 и 500мс. Это можно считать за недостаток лимитера LM-2S, лично мне не так важны эти параметры.



Voxengo Elephant 2.6 мне нравится больше ранее рассмотренного лимитера LM-2S. Elephant позиционируется как мастеринговый прибор и имеет множество настроек. Преимуществ достаточно много, так например:
• 7 режимов лимитера.
• 7 скоростей для различных стилей музыки.
• Автоматическая атака и релиз.
• Mono-to-Stereo, Stereo-to-Stereo процессинг.
• Поддержка сэмплов до 96 кГц.
• 64-битная точность.
• Пресеты.
При работе с Elephant даёт мягкий, прозрачный звук, похвастаться которым может далеко не каждый лимитер. Мне понравился визуальный контроль над звуком, для этого есть RMS и Clips анализаторы.



PSP Xenon самый необычный лимитер в данном обзоре. Нестандартные регуляторы и принципы лимитирования сигнала, а так же сложноватый дизайн подчёркивает свою необычность. Но всё-таки Xenon качественный плагин, который вполне справляется с поставленной задачей.
PSP Xenon - полнодиапазонный, 2х уровневый лимитер со встроенным анализатором, продвинутой системой анализа и психоаккустической обработки. PSP Xenon предлагает 64-битную точность обработки сигнала и частоту дискретизации до 192 kHz.



Следующий лимитер в моём обзоре, MPL-1, к сожалению, тестировался только в демо-версии. Привлёк он меня своей наглядностью и простотой. По сути, этот лимитер управляется одной главной ручкой Threshold, т.е. «порог». У MPL-1 есть анализаторы входящего и исходящего сигналов, причём показывается уровень компрессии и RMS. Как заявляют разработчики, их лимитер потребляет минимум ресурсов. На деле это подтвердилось, что, несомненно, радует. Теперь расскажу про особенности. У MPL-1 имеется интересная функция PDR (Program Dependent Release). Дословно, она означает «зависимый релиз», т.е. время релиза устанавливается динамически, что препятствует перегрузкам и искажениям. На скриншоте мы видим, что включена кнопка St. Link (Stereo Link – стерео связь). Функция Stereo Link необходима для контроля того, что оба канала стерео компрессируются одинаково. Это нужно для того, чтобы избежать сбоев в стерео балансе в случаях, где уровень сигнала в одном канале громче и, следовательно, более сжат, чем в другом канале.


2 комментария: